Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД 

«Детская  школа искусств № 1»

______________А.Х.Кораблева

29 августа 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Димитровград

2014

 


Содержание

 

1. Характеристика школы и принципов её образовательной политики. 4

2. Аналитическое обоснование образовательной  программы.. 26

3.Цели и задачи образовательной деятельности. 28

4. Приоритетные педагогические технологии. 31

5. Система диагностики, контроля и оценивания теоретических знаний, практических специальных умений, общих учебных  умений и  навыков обучающихся. 34

6. Управление реализацией образовательной программы.. 39

7. Анализ перспектив реализации данной образовательной программы.. 40

 

1.Характеристика школы и принципов её образовательной политики

 

1.1 Историческая справка о школе

 

Школа была открыта в год образования Ульяновской области - в 1943 году. Областной Исполком поддержал инициативу Горсовета депутатов трудящихся г.Мелекесса (так до 1972 года именовался г.Димитровград) об открытии школы ,о чем свидетельствует  выписка из протокола за № 28 от 2 сентября 1943 года. За 68 лет работы школой пройден большой путь становления и развития от небольшого учебного заведения (3 преподавателя, 3 учебных класса, 36 учеников) до одного из крупнейших в городе центров детского художественно-эстетического и профессионального музыкального образования. За годы работы  МОУ ДОД «ДШИ № 1» окончили более 3000  учащихся, из них более 500 выпускников продолжили музыкальное образование в средних специальных и высших учебных заведениях. Старшее поколение преподавателей передают свой богатый опыт молодым преподавателям, многие из которых –выпускники нашей школы.  В школе образовались педагогические династии Вершининых, Илларионовых, Бочковых. Выпускники школы работают преподавателями ВУЗов, училищ, школ в Москве, Саратове, Казани, на Дальнем Востоке, в  Нижнем Новгороде, Самаре, Ульяновске и других городах.  Школа – одна из первых в области прошла аккредитацию и аттестацию, получила лицензию на художественно-эстетическую и социально-педагогическую виды  деятельности.

 

                  1.2 Нормативно- правовые  документы

 

           В своей деятельности школа руководствуется:

 

-Конституцией РФ

-Законом РФ «Об образовании» и другими Федеральными законами

-Указами Президента РФ

-Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015годы

-Письмом Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ»

-Письмом Министерства образования РФ «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей»

-решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней

-правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

-актами органов местного самоуправления муниципального образования «г. Димитровград» Ульяновской области

-Договором с Учредителем

-Уставом и локальными правовыми актами школы.

Данная образовательная программа имеет долгосрочный (перспективный) характер и предназначена к использованию на протяжении всего срока реализации учебных планов школы, на основании которых она подготовлена.

 

                         1.3.Принципы образовательной политики ДШИ №1

 

Принципы, лежащие в основе образовательной программы  ДШИ №1 сориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей в представленной возможности свободного выбора видов и сфер деятельности ,самоопределения и самореализации, на сотрудничество педагогов и обучающихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам. Образовательный процесс направлен на развитие, становление личности обучающихся, их подготовку  к самостоятельным, созидательным действиям, к принятию ответственного решения в ситуации выбора, формирование навыков сотрудничества, реализацию способностей, совершенствование и постоянное овладение  новыми знаниями. Работа обучающихся по  приобретению и совершенствованию исполнительских навыков и умений находится в непрерывной связи  с всесторонним универсальным развитием  их художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных  устремлений (концепция развивающего обучения).

 

Основные принципы образовательной политики ДШИ №1:

- принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, создание условий для проявления самобытности ребенка, его самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности, а не только передача знаний и формирование навыков решения предметных задач);

- принцип гуманизма (партнерство, личностно-равноправная позиция педагога и ребёнка, педагога и родителя, утверждение норм взаимоуважения и доброжелательного отношения);

- принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полного ознакомления с шедеврами  культурного наследия  и достижениями культуры современного общества, формируя тем самым, разнообразные познавательные интересы, ценностные гражданско-морально-этические ориентации);

-  принцип вариативности ( возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения при сохранении инвариантного минимума образования);

    - принцип социокультурной открытости образования ( поддержка образовательных инициатив  всех субъектов образовательного пространства -родителей, учащихся, педагогов);

   - принцип комплексности (взаимосвязь учебных дисциплин, взаимодействие субъектов образовательного процесса);

   - принцип многоуровневости (выстраивание образовательного пространства по этапам (ступеням)  с учетом целесообразных функций  и  прогнозированием результатов от функциональной грамотности до профессиональной компетентности):

   -  принцип личностного подхода (свобода выбора ребёнком сфер деятельности, признание индивидуальности каждого ребёнка, обучение - не самоцель, а средство развития конкретного индивидуума);

 

   -  принцип научности (обновление содержания программ, пособий, создание эффективной системы  научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения их профессиональной компетенции)

  -  принцип практико-деятельностной основы образовательного процесса

 

Школа искусств   всегда в своей    работе  руководствуется  приоритетными  принципы педагогики искусства:

·        единства художественного и научного;

·        полихудожественности;

·        единства обучения и художественного творчества;

·        единства практической деятельности и восприятия действительности и искусства;

·        единства требований искусства и педагогических условий их реализации.

 

1.4 Социальное окружение ДШИ № 1. Роль ДШИ № 1 в социуме. Влияние социального окружения ДШИ № 1 на  творческую  образовательную среду.

 

ДШИ № 1 располагается в приспособленном (не типовом) здании.

Необходимого количества учебных  классов  не хватает, поэтому часть уроков проводится в общеобразовательных школах города. Контингент учащихся – дети из нескольких   районов города - Первомайского, Центрального, Олимп, КСК, Химмаш, ДААЗ, Осиновая роща, Зайцев поселок . Большинство обучающихся добираются до школы и обратно  транспортом с большими временными затратами. Учащихся младших классов должны сопровождать взрослые. В ближайшем  к школе  расположении социокультурные учреждения отсутствуют. В образовательное пространство  включается также среда  досуговой  деятельности - праздники, фестивали, концерты  на Площади Советов, в которых школа всегда принимает самое активное участие. Такое расположение  усиливает значимость музыкально-просветительской деятельности ДШИ №1, обогащает культурно-образовательную среду  микрорайона.

 

                   1.5. Сведения о контингенте обучающихся в ДШИ №1

 

На 01.09.2014  в школе обучается  600 человек на 7 отделениях: хореографии, фортепиано, хорового пения, фольклорного пения, скрипки, народных инструментов, духовых и ударных инструментов.

Самое многочисленное - отделение фортепиано, что объясняется  традициями преподавания, распространенностью инструмента. Родители  охотно  ведут учиться детей на отделение хореографии, на котором самое большое количество учебных предметов –танцы различных направлений, обучение игре на выбранном музыкальном инструменте, предметы общекультурного и общеэстетического циклов. На отделении народных инструментов самый популярный инструмент-гитара. На предмете «коллективное музицирование» проводятся занятия с национальными вокальными коллективами (татарским, чувашским, украинским). Возможность заниматься в этих коллективах (по желанию) есть у учащихся всех отделений.

Традиционно преобладание в школе девочек. На 1 сентября 2014года их число составило 71% от общего числа учащихся. Школа проводит активную просветительскую работу по привлечению в школу мальчиков. В 2014 г на работу принят преподаватель ударных инструментов. В  школе давно и успешно проводятся занятия с  ансамблем электроинструментов.

 

                              

Национальный состав учащихся

 

В индивидуальный репертуарный план  учащихся   включаются произведений национальной музыки (по желанию); ребята выступают на концертах, посвященных национальным праздникам.

 

                    1.6. Характеристика педагогического коллектива

 

Учебный    год

Всего

преподавателей

Директор

Завуч

Методист

Совместители

2014-2015

61

1

2

1

5

 

                                

                            Квалификация педагогических кадров

 

Учебный  год

Первая

категория

Высшая

категория

Квалификация по стажу и образованию

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2014-2015

28

46

13

21

20

33

 

Преподаватели неуклонно повышают свою квалификацию, наблюдается рост первой и высшей категорий.

 

                            Педагогический стаж  преподавателей

 

Учебный

год

до 5 лет 

до 10 лет

до 20 лет

более 20 лет

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2014-2015

6

9

9

15

7

12

39

64

 

В ДШИ № 1 сложился коллектив опытнейших преподавателей с большим стажем работы.

                              Возраст преподавателей на 01.09.2014г.

 

До 30 лет

От 30 до 55 лет

Свыше 55 лет

6

34

21

 

Средний возраст преподавателей - 48 лет. Перед школой стоит задача привлечения  на работу молодых специалистов.

 

На 01. 09. 2014г.

 

Показатель

Количество

%

Всего педагогических работников (количество человек)

 61

Укомплектованность штата педагогических работников  (%)

100%

Из них внешних совместителей

5

8%

Образовательный уровень педагогических работников

с высшим образованием

29

48%

со средним специальным образованием

32

52%

Имеют квалификационную категорию по должности «преподаватель», соответствующей предметной направленности преподаваемой образовательной программы.

Всего

61

100%

Высшую

14

23%

Первую

22

37%

Вторую (соответствие

занимаемой должности)

25

40%

Состав преподавателей по специализации

Преподаватель по классу фортепиано         

    21

36%

Преподаватель по классу народных инструментов                          

16

 28 %

Преподаватель теории и истории музыки

5

  9%

Преподаватель хора 

7

12%

Преподаватель хореографии

3

 5%

Преподаватель по классу духовых и ударных инструментов                          

2

 3%

Преподаватель по классу скрипки         

4

 7%

Имеют звания  Заслуженный работник  культуры

3

     5%

Имеют государственные и ведомственные награды, почётные звания, грамоты

31

50%

Система повышения квалификации преподавателей ДШИ № 1существует в видах:

·        самообразование

·        методические семинары и «круглые столы»

·        открытые уроки

·        педагогические чтения

·        взаимопосещение  уроков

·        мастер-классы

·        курсы повышения квалификации в Ульяновском ИПК

На 01.09. 2014г. в школе работают 49 женщины и 12 мужчин.

Преподаватели нерусской национальности помогают школе в работе с национальными ансамблями, способствуя развитию национальных культур народов Поволжья.

 

                    


1.7 Характеристика семей обучающихся

 

        Состав семей обучающихся по состоянию на 01.09.2014.

Из 600 учащихся ДШИ №1 в полных семьях живут 435 учащихся, в неполных – 138, в опекунских семьях – 27, в многодетных семьях – 25 учащихся.

 

Учащиеся в основном воспитываются в полных семьях, что благотворно сказывается на процессе образования, так как позитивное отношение обоих родителей к получению ребёнком музыкального образования является для него мощным мотивационным стимулом. Учащимся из неполных и опекунских семей преподавателями оказывается всесторонняя поддержка, нередко рамки отношений «преподаватель-родитель-ученик» перерастают в дружеские, почти семейные.

 

Уровень образования родителей

Уровень образование

Количество

Высшее

380

Неоконченное высшее

25

Среднее – специальное

287

Общее среднее

23

 

 

Занятость родителей в трудовой сфере

 

Трудовая сфера

Количество

Служащие

323

Рабочие

439

Неработающие

80

Пенсионеры

21

Частные предприниматели

62

 

Музыкальное образование своим детям дают, как правило, родители, которые сами получили хорошее образование и занятые в трудовой сфере. Традиционно большее число родителей из группы служащих.

 

1.8 Режим работы ДШИ № 1

(количество смен, продолжительность учебных занятий).

 

Образовательный процесс в ДШИ №1 осуществляется в условиях шестидневной учебной недели. Занятия проходят в две смены, но преимущественно во вторую (87% от общего числа учащихся занимаются с 12.30). Расписание занятий  в основном составлено так, чтобы дети посещали школу не более 2-3х раз в неделю. В один день посещения музыкальной школы  учащийся посещает  2-3 урока, например:

 

Понедельник

Четверг

Музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент

Сольфеджио

Хор

Музыкальная  литература

Ритмика

 

Занятия проходят в форме индивидуальных и групповых уроков.

Продолжительность учебного часа - 40 минут (академический час). Предметы : хоровой класс, сольфеджио, вокальный или инструментальный ансамбль имеют продолжительность  1,5 учебного часа (60минут).

Между групповыми занятиями предусмотрены пятиминутные перерывы.  Общая учебная нагрузка на каждого учащегося соответствует Федеральным государственным требованиям и Рекомендациям Министерства Культуры РФ.

 

1.9 Творческие достижения учащихся и преподавателей.

 

Творческие достижения учащихся (конкурсы и олимпиады)

(кол-во участников / победителей)

 

 

Годы

Городские

 

 

участников / победителей

Региональ

ные

 

участников / победителей

Межрегио

нальные

 

участников / победителей

Всероссийс

кие

 

участников / победителей

Между

народные

 

участников / победителей

2011-2012гг.

45/38

29/19

27/19

6/5

11/10

2012-2013г.

48/43

53/37

12/8

8/6

16/15

2013-2014г.

40/32

35/25

38/29

30/30

11/11

 

 

Каждый год учащиеся школы демонстрируют стабильно высокий результат на всевозможных конкурсах и олимпиадах.

 

Творческие достижения преподавателей

 

Мероприятие

Уровень

Год прове-

дения

Ф.И.О. педагога

Результат

5-й международный молодежный открытый конкурс «Песни и танцы народов России и Мира «Ангел Надежды»

Между-народный

2008

Галискарова Н.Е.

Диплом за высокий профессионализм и вклад в развитие детского и юношеского творчества

Московский международный фестиваль-конкурс детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа»

Между-народный

2009

Галискарова Н.Е.

Благодарность за высокий уровень мастерства

3 областной фестиваль-конкурс детского творчества «Путене-2011»

Региональ-ный

2011

Галискарова Н.Е.

Диплом за участие и высокий профессиональный уровень

 Открытый Региональный конкурс учащихся духовых отделений ДШИ

Межрегио-нальный

2007

Галицкий Н.В.

Почетная грамота за профессионализм в подготовке учащихся

Региональный конкурс профессионального мастерства преподавателей, концертмейстеров образовательных учреждений искусства и культуры Ульяновской области «Ступени мастерства»

Региональ-ный

   2008

Крайник В.А.

Диплом Гран-при номинации «Концертмейстер года»

5-й международный молодежный открытый конкурс «Песни и танцы народов России и Мира «Ангел Надежды»

Между-

народный

  2008

Крайник В.А.

Диплом и золотая медаль в номинации «Лучший концертмейстер», за высокий профессионализм

Конкурс фольклорных ансамблей Детских школ искусств и средних учебных заведений «Песенные узоры»

Региональ-ный

2007

Крайник В.А.

Диплом «Лучший концертмейстер»

5-й международный молодежный открытый конкурс «Песни и танцы народов России и Мира «Ангел Надежды»

Между-

народный

   2008

Кочнева С.Г.

Диплом за высокий профессионализм и вклад в развитие детского и юношеского творчества

5-й международный молодежный открытый конкурс «Песни и танцы народов России и Мира «Ангел Надежды»

Между-

народный

2008

Кочнева С.Г.

 Специальный диплом за создание высокохудожественных концертных номеров и сохранение культурных национальных традиций

Региональный конкурс профессионального мастерства преподавателей, концертмейстеров образовательных учреждений искусства и культуры Ульяновской области «Ступени мастерства»

Региональ-ный

2008

Кочнева С.Г.

Диплом Гран-при номинации «Преподаватель года»

Чувашский национальный конгресс

Региональ-

ный

2010

Кочнева С.Г.

Благодарность за сохранение чувашских народных традиций

Конкурс преподавателей Дополнительного образования «За достижения в сфере культуры и искусства»

Региональ-

ный

2007

Сказкоподателева М.И.

Диплом номинанта премии Губернатора Ульяновской области «За Достижения в сфере культуры и искусства»

 Фестивальное Международное движение «Надежды Европы»

международный

2008

Сказкоподателева М.И.

Диплом за высокий профессионализм, добросовестный и эффективный труд в деле воспитания подрастающего поколения

Восьмой международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Открытая Россия»

Между-

народный

2009

Сказкоподателева М.И.

Благодарственное письмо «За высокий профессионализм», добросовестный труд в деле воспитания ребенка

Восьмой международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Открытая Россия»

Между-

народный

2009

Сказкоподателева М.И.

Диплом за постановку в конкурсе балетмейстеров

Фестиваль народного творчества «Веселая завалинка»

Региональ-

ный

2009

Крайник В.А.
Яблокова Л.Н.

Шаталина Н.В.

Арешина Н.Е.

Благодарность за высокое исполнительское мастерство

Фестиваль народного творчества «Веселая завалинка»

Региональ-

ный

2009

Крайник В.А.
Яблокова Л.Н.

Шаталина Н.В.

Арешина Н.Е.

Диплом в номинации «Инструментальное исполнительство»

Открытый Региональный фестиваль-конкурс традиционных культур Поволжья «Черемшанская весна»

Региональ-ный

2011

Игнатьев О.Г.

Диплом «Лучший концертмейстер»

5-й международный конкурс искусств «Чистое детство»

г.Н.Новгород

Между-народный

2011

Кашметова Н.А.

Диплом лауреата за исполнение патриотических песен

Региональный конкурс скрипачей г.Ульяновск

Региональ-ный

2007

Тарзиманова Р.В.

Диплом за высокий профессионализм «Лучший концертмейстер»

Международный конкурс-фестиваль «Колыбель России» г.Москва

Между-народный

2012

Ситкин А.А.

Диплом за высокий профессионализм «Лучший концертмейстер»

Международный конкурс-фестиваль «Колыбель России» г.Москва

Между-народный

2012

Кочнева С.Г.

Диплом за высокий профессионализм «Лучший преподаватель»

Международный конкурс-фестиваль «Колыбель России» г.Москва

Между-народный

2012

Галискарова Н.Е.

Диплом за высокий профессионализм «Лучший преподаватель»

IV Международный конкурс-фестиваль «Волна успеха»г.Самара

Между-народный

2013

Ситкин А.А.

Диплом за высокий профессионализм «Лучший концертмейстер»

 

Отличные результаты, достигнутые учащимися и преподавателями, подтверждают:

·        активную творческую позицию преподавателей,

·        высокий профессиональный уровень преподавателей

·        заинтересованное отношение родителей,

·        комфортные условия для реализации творческого потенциала обучающихся, 

·        готовность детей к творчеству.

 

1.10 Деятельность ДШИ № 1 в повышении квалификации педагогических кадров.

В ДШИ №1 созданы все возможные условия для плодотворной методической деятельности преподавателей.

                                  Структура методической службы

Педсовет à Методический совет à Заведующие отделениями à Анализ ,    подготовка конкурсов, повышение квалификации, консультации,                            аттестация, концерты, проведение заседаний отделений

 

Цель методической работы:

- помощь преподавателям,

- внедрение передового опыта,

- повышение преподавательской квалификации

 

                            


Формы работы методической службы

 

индивидуальная

групповая

коллективная

консультации

заседание отделений

педагогические конференции

посещение уроков

отчетные концерты отделения

участие  преподавателей в городских методических объединениях

наставничество

академические концерты

проведение городских конкурсов

 

 

 

Направления и виды методической работы отделений

 

План работы отделения предполагает: диагностика педагогической успешности,  подготовка к аттестации, анализ работы за прошлый год и планирование работы на следующий, текущий анализ  учебно-воспитательного процесса, диагностика успешности учащихся, организация методической деятельности преподавателей, подготовка отчетных концертов, повышение квалификации преподавателей, заседания отделений, подготовка и  проведение школьных конкурсов, совместная  методическая деятельность с городским методическим объединением.

План работы отделения является  составной частью работы школы.

Контроль за работой методической службы:

·       на педсоветах  и методических советах зав. отделениями отчитываются по проделанной работе за четверть, полугодие, год.

·       составление и выполнение плана работы отделений контролируется заместителем директора по учебной работе 

·       недостатки работы анализируются и обсуждаются на педагогических и методических советах

Методическая работа  в ДШИ №1, являясь неотъемлемой частью учебного процесса, средством его научной организации ставит перед собой цель обеспечения самого высокого качественного уровня учебно-воспитательной работы при минимальных затратах времени труда преподавателей и обучающихся. Методическая работа проводится по следующим направлениям:

·                   Информационно-методическое /методические сообщения, доклады, педагогические чтения/. Подобная работа развивает аналитическое мышление преподавателей. В докладах и сообщениях педагоги ДШИ №1 рассматривают наиболее актуальные вопросы методики преподавания, изучают и анализируют новейшую и уже проверенную временем методическую литературу, сборники и отдельные произведения педагогического репертуара

·                   Консультативно-методическое /взаимопосещения, открытые уроки, анализ результатов академических концертов, экзаменов, конкурсов на заседаниях методических секций/. Взаимопосещения уроков - наиболее распространенная форма обмена опытом между преподавателями. Посещая уроки коллег, педагог имеет возможность практически оценить целесообразность тех или иных методов, анализировать образовательный процесс, обогащая свой опыт работы. В планах работы с начинающими  преподавателями предусмотрено наставничество. Молодые педагоги посещают уроки более опытных коллег. Наставник оказывает помощь не только в вопросах методики ведения урока, но и в подборе учебного, исполнительского и инструктивного репертуара, в организации классных часов, родительских собраний и т.п.

Освоение новых педагогических технологий, совершенствование форм и методов образования и воспитания, освоение новейших методических разработок является  важной частью работы методических объединений.

План работы объединений  на следующий  учебный год составляется в конце текущего учебного года и корректируется ,утверждается на заседаниях методических отделений перед новым учебным годом в августе. В план включается проведение открытых уроков ( внутришкольных, для преподавателей других школ),слушание докладов, решение организационных вопросов и т.п. Методическая работа  различных отделений может объединяться для  обсуждения  общих вопросов педагогики. На совместных  методических заседаниях  ДШИ № 1 и ДШИ № 2 принимаются консолидирующие решения по условиям проведения конкурсов, олимпиад. Ежегодно преподаватели ДШИ № 1 приглашаются в состав жюри городских конкурсов. Ведется работа по созданию учебных и методических пособий.

Все преподаватели знакомятся с планами областных и других семинаров и имеют возможность участвовать в их работе.

В задачах методической службы стоит выстраивание  на музыкальных отделениях более совершенной модели межпредметных связей , активизация методической работы  на хореографическом отделении.

Преподаватели школы присутствуют на семинарах и конференциях .Все отделения имеют методическое сотрудничество с преподавателями УлГУ, КГК им. Жиганова. Тесное партнёрство в сфере методического общения налажено с ДШИ №1, МХШ «Апрель» имени В.И.Михайлусова, ДМУ.

 

1.11. Материально-техническая база ДШИ № 1

 

На данный момент школа работает в здании   площадью 1777 кв.м. и  в классах общеобразовательных школ. Финансирование школы осуществляется Учредителем на основе консолидированного бюджета. Родители оказывают школе добровольную материальную помощь. Школа имеет все приборы охранно-пожарной сигнализации, необходимое количество огнетушителей, противогазы.

                                       

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

на 01.09.2014.

1.     Шведская стенка -4 шт.

2.     Кронштейн балетного станка – 9 шт.

3.     Поручень – 28 шт.

4.     Стойка балетного станка – 4 шт.

5.     Устройство д/парковки велосипедов – 1 шт.

6.     Бра – 12  шт.

7.     Картины – 19 шт.

8.     Огнетушитель – 26 шт.

9.     Подставка д / ТВ -1 шт.

10.           Подставка под СВЧ – 2 шт.

11.           Кронштейн под ТВ – 1 шт.

12.           Стремянка – 1 шт.

13.           Контейнер д/мусора -1 шт.

14.           Вешалка – 24 шт.

15.           Шкаф д/одежды – 10 шт.

16.            Шкаф комбинированный – 18 шт.

17.            Шкаф -44 шт..

18.            Стол руководителя - 1шт.

19.            Стол  раскладной -1 шт.

20.            Полка – 1 шт.

21.            Тумбочка под телевизор – 3 шт.

22.            Доска с нотным станом – 4 шт.

23.            Сейф – 2 шт.

24.            Стеллаж  для нот 2-х сторонний -12 шт.

25.            Жалюзи вертикальные ткань – 25 шт.

26.            Жалюзи – 3 шт.

27.            Зеркало -38 шт.

28.            Трельяж – 3 шт.

29.            Трюмо – 2 шт.

30.            Карниз – 10 шт.

31.            Шторы 64 шт.

32.            Костюмы -159 шт.

33.            Юбка гимнастическая – 30 шт.

34.            Туфли женские – 6 пар

35.            Туфли женские народные – 22 пары

36.            Сапоги мужские -30 пар

37.            Аквариум – 1 шт. 

38.            Тумба под аквариум – 1 шт.

39.             D V D – 3шт

40.            Аккордеон – 14 шт.

41.            Активная акустическая система – 2 шт.

42.            Активные колонки – 4 шт.

43.            Балалайка – 7 шт.

44.            Банкетка – 1 шт.

45.            Баян – 47 шт.

46.            Библиотечный фонд-24272 шт.

47.            Блок – флейта – 8 шт.

48.            Валторна  - 2 шт.

49.            Видеокамера – 2 шт.

50.            Видеомагнитофон – 2 шт.

51.            Гармонь – 1 шт.

52.            Гитара – 21 шт.

53.            Диван – 1 шт.

54.            Домра – 10 шт..

55.            Духовой оркестр (16 предметов) – 1 ком.

56.            Зеркальный фотоаппарат – 1 шт.

57.            Компьютер -10 шт

58.            Компьютерные колонки -1 комп.

59.            Копировальный аппарат – 1 шт.

60.            Кресло -13 шт.

61.            Кресло руководителя – 1 шт.

62.            Ксилофон – 1шт.

63.            Лавка – 1 шт.

64.            Лобзик – 1 шт.

65.            Магнитола – 4 шт.

66.            Миди клавиатура – 1 шт.

67.            Микроволновая печь -2 шт.

68.            Микшерный пульт – 2 шт.

69.            Монитор – 1 шт.

70.            Монитор д/компьютера -1 шт.

71.            Музыкальный центр – 10 шт.

72.            Мягкая мебель – 1 комп.

73.            Ноутбук – 1 шт.

74.            Оркестр(домры, балалайки -5 предметов.) -1 комп

75.            Парта – 24 шт

76.            Пианино – 43 шт.

77.            Подставка д/гитары – 7 шт.

78.            Портативный компьютер -1 шт.

79.            Принтер/копир/сканер – 1 шт.

80.            Проектор – 1 шт.

81.            Проигрыватель - 4 шт.

82.            Пылесос – 2 шт.

83.            Пюпитр – 12 шт.

84.            Радиосистема – 1 шт.

85.            Радиосистема вокальная 1 шт.

86.            Рояль- 2 шт.

87.            Саксофон – 3 шт.

88.            Синтезатор – 2 шт.

89.            Скамейка -2 шт.

90.            Скамейка гимнастическая – 2 шт.

91.            Сканер – 1 шт.

92.            Скрипка – 12 шт.

93.            Стойка д/акустической системы -2 шт.

94.            Стойка клавишная – 1шт.

95.            Стойка микрофонная – 2 шт .

96.            Стол – 35 шт.

97.            Стол компьютерный-2 шт.

98.            Стол письменный – 20 шт.

99.            Стулья -414 шт.

100.       Театральные кресла -196 шт.

101.       Телевизор – 8 шт.

102.       Телефон – 3 шт.

103.       Триммер бензиновый – 1 шт.

104.       Труба – 2 шт.

105.       Тумба передвижная -20 шт.

106.       Ударная установка – 1 шт.

107.       Факс – 1 шт.

108.       Факс-модем – 1 шт.

109.       Флейта – 3 шт.

110.       Холодильник « Юрюзань -207 « -1 шт

111.       Цифровое фортепиано «Ямаха» - 2 шт.

112.       Чайник -1 шт.

113.       Часы – 6 шт.

114.       Электродрель – 1 шт.

 

 1.12. Проводимая просветительская, воспитательная работа ДШИ № 1

 

Концертно–просветительская, воспитательная  работа школы- одно из главных направлений в её работе.

Внеучебная  деятельность ДШИ соответствует возрастным  особенностям обучающихся  и  способствует формированию у детей:

·        гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

·        представлению о нравственности

·        норм взаимодействия со сверстниками и взрослыми

·        системы культурных ценностей;

·        трудолюбия, стремления к профессионализму, конкурентноспособности;

·        эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть, понимать и создавать прекрасное

·        потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности;

·        ценностного отношения к природе, людям, навыков здорового образа жизни.

 

                                       Статистика концертов ДШИ №1

 

Учебный год

Всего

Проведенные в ДШИ

Проведенные вне школы, в учреждениях

Участие в городских мероприятиях

Участие в областных мероприятиях

2012-2013г.

85

27

58

19

7

2013-2014г.

89

31

58

23

7

 

ДШИ № 1 традиционно проводит активную концертную деятельность.

 

                Просветительская и воспитательная работа с учащимися.

                                         

                                                 Классные часы:

 

по вопросам успеваемости

-итоговые по четвертям, учебным годам;

-психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения

экскурсии

-выставочный зал «Радуга»;

-краеведческий музей;

тематические лекции-концерты

-День знаний

-День семейного общения

-День канонизации преподобного исповедника Гавриила Мелекесского

-Встреча с сотрудником ОПДН

-Встреча с главным специалистом по наркоконтролю, врачом-наркологом

- посвященный дате  образования Ульяновской области;

- День матери «Милой маме»

-2 мероприятия в год, посвященные выдающимся  композиторам;

-День воинской славы;

- Ко дню Защитника отечества

- «Песни военных лет»

- «Семейный архив»

- ко Дню Победы

праздники

- Линейка для первоклассников 

«Войдем в мир музыки»;

- Посвящение в юные музыканты

- Предновогодний фестиваль-концерт отделения Фортепиано;

- День учителя;

- Новогоднее представление для первоклассников;

- Городское мероприятие «Семейный камертон»;

- Отчётный концерт школы «Победе посвящается»

- Концерт к 8 марта

- Выпускной вечер

- День открытых дверей

- День музыки « Приглашение в мир музыки»

- Ко Дню пожилого человека;

 - «Надежды Димитровграда» - чествование лауреатов конкурсов

              

             Просветительская и воспитательная работа с родителями.

 

В ДШИ №1 создан и  активно работает родительский комитет. План работы комитета утверждается в начале учебного года. Заседания родительского комитета проводятся не реже 2-х раз в год. Комитет содействует школе  :

- в привлечении внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы

- в совершенствовании условий образовательного процесса по охране жизни и здоровья детей

- в защите законных прав и интересов детей

- в укреплении связи между школой и родителями

- в улучшении хозяйственной и учебной базы

Регулярно проводятся общешкольные родительские собрания, встречи преподавателей с родителями своих учеников. На родительских собраниях в начале года  решаются организационные вопросы, подводятся итоги по  успеваемости, обсуждаются проблемы психолого-воспитательного характера. На первом в учебном году собрании для родителей о своей работе отчитывается родительский комитет. Проводятся  тематические концерты (отдельного класса, отделения, общешкольные) для родителей. Нередко в родительских собраниях музыкально-просветительского плана  самое активное участие принимают сами родители из числа любителей музыки. В поездках на конкурсы, фестивали родители сопровождают учащихся.

 

Просветительская и воспитательная работа ДШИ с социумом

Лекции-концерты в:

- школах №№ 2, 7,9, 10, 16,17,19, татарской городской гимназии, детских дошкольных учреждениях старой и восточной частей города;

-детском доме «Планета»;

- учреждениях Центральной библиотечной системы, на предприятиях города к профессиональным праздникам;

-детской воспитательной колонии, Центре культуры и досуга«Восход»,

- доме- интернате для престарелых и инвалидов;

- Научно-культурном центре им. Славского, Димитровградском краеведческом музее, Драматическом  Театре им. Островского;

- ПУ-11, ПУ-3

- для Совета ветеранов Димитровградского автоагрегатного завода, общества «Блокадник», ЦСО «Доверие».

Участие в городских мероприятиях.

 

Концертно-просветительскую деятельность ДШИ №1 всегда отличало:

 

- высокий уровень творческой активности детей и преподавателей,

- осознание детьми необходимости участия в концертах, конкурсах,

- формирование слушательской аудитории, устойчивый интерес городского и районного населения к деятельности ДШИ №1,

-  активное взаимодействие ДШИ 1 с образовательными учреждениями города.

Синтез различных видов творческой деятельности – в выступлениях солистов (инструменталистов, вокалистов), ансамблей , танцевальных коллективов заметно отличает концертно-просветительскую деятельность ДШИ №1 от других  городских учреждений дополнительного образования, делая её очень разнообразной , насыщенной , интересной.

Преподаватели – непременные участники всех концертов.

 

                              1.13. Профориентационная работа

 

Каждый год среди выпускников школы есть желающие получить средне-специальное музыкальное образование. Большинство из них успешно сдают экзамены в Димитровградское музыкальное училище(техникум), что обусловлено тесными партнёрскими связями  наших учреждений.

Школа и училище проводят совместные методические семинары, преподаватели Димитровградского музыкального училища – частые гости школьных концертов, а солисты и коллективы ДШИ №1 выступают на сцене училища. Выпускники школы поступают также и  в специализированную музыкальную школу при Казанской государственной консерватории имени Н.Жиганова (КГК) и другие учебные заведения страны.

 

                        1.14.Развитие социального партнёрства

 

Изменение социально-экономического, социально-культурного пространства в России, в Димитровграде потребовало поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия ДШИ №1 с многогранной социокультурной  средой.

В начале года утверждается план концертно-просветительской работы.

В течение года преподаватели проводят музыкальные беседы, концерты, музыкальные праздники. Творческие коллективы школы систематически  выступают в Доме интернате для престарелых и инвалидов, в ЦБС,  ЦСО «Доверие», в детской воспитательной колонии, в ЗАГСе, в администрации города, в детском доме «Планета»,  ЦКиД «Восход», в оздоровительном лагере «Юность», ПУ-3, ПУ-11,  активно сотрудничают с Димитровградским драматическим театром им. А.Островского,  Краеведческим музеем, Советом ветеранов ДААЗа, обществом «Блокадник», проводят концерты в детских  дошкольных учреждениях.  Преподаватели и обучающиеся школы проводят концерты и принимают участие в концертах общеобразовательных школ № 17, № 19, № 2, №9.  Школа участвует в традиционных и вновь созданных общегородских мероприятиях: концерт, посвященный международному  Дню пожилого человека, Дню Победы, День Матери, День Учителя, Преподаватели и обучающиеся принимают участие в общегородских программах: «На Олимпе совершенства», «Летний меридиан», «Надежды Димитровграда».  Так же ДШИ №1 является автором проектов,  организатором и участником Открытого городского фестиваля «Семейный камертон» и Открытого регионального фестиваля-конкурса национальных культур Поволжья «Черемшанская весна».

 

У ДШИ №1  многолетние связи  с аналогичными учреждениями дополнительного образования детей. Традиционно наше тесное сотрудничество, обмен опытом. Регулярно проводятся совместные заседания  инструментального, вокально-хорового, теоретического отделений по вопросам методической, инновационной деятельности. Преподаватели и учащиеся встречаются на конкурсах, фестивалях, на общегородских мероприятиях, что становится мощным стимулом к дальнейшему совершенствованию образовательного процесса школы, постановке новых целей и задач.

Отозвавшись на  многочисленные пожелания родителей о проведении занятий  непосредственно в образовательной школе, ДШИ № 1 открыла хоровые классы в МБОУ СОШ №2, в МБОУ СОШ № 9; хореографическое отделение в МБОУ СОШ № 17, в МБОУ СОШ № 19. Преподаватели

ДШИ № 1 участвуют в музыкальном оформлении концертно-просветительской и внеклассной деятельности  общеобразовательных школ, оказывают методическую помощь учителям музыки.

 

2. Аналитическое обоснование образовательной  программы

 

Детская школа искусств, как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, призвана удовлетворять образовательные потребности граждан, общества и государства в области художественно-эстетического образования детей. Современный этап развития системы дополнительного образования во многом ориентирован на режим инновационного развития, что проявляется в ликвидации единообразия  образовательных учреждений культуры дополнительного образования детей, внедрении инновационных технологий художественно-творческого  развития учащихся  в образовательный процесс, разработке новых образовательных проектов в области художественного образования. Личностно-ориентированный акцент современного воспитания и образования актуализирует принцип вариативности, как одного из основных принципов образовательной политики учреждения. В основе происходящих преобразований в ДШИ № 1 лежат:

- анализ имеющегося  опыта художественного воспитания детей

- углублённый  анализ условий и причин, сдерживающих качественный рост образовательной деятельности, изучение и  систематизация основных противоречий, выявленных в ходе анализа

         - определение инновационных подходов к определению стратегии и тактики

        -  формирование системы управления качеством образования

 

В основу образовательного процесса ДШИ № 1 положена концепция развивающего обучения. Работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в непрерывной связи с всесторонним универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. Основа работы в ДШИ - индивидуальное обучение, которое осуществляется по индивидуальному плану. План- это больше, чем список произведений, намеченных к изучению. В нем прослеживается и прогнозируется  все развитие обучающегося. Особенности ученика обосновывают разделы индивидуального плана: задачи на ближайший период, методы воздействия, репертуар. Образовательный процесс ДШИ № 1 также предполагает участие обучающихся в творческих коллективах. На уроках «Коллективного музицирования» синтезируются разносторонние знания и умения ,полученные на других предметах. Положительное качество таких занятий - возможность играть на сцене детям с разным уровнем способностей. Приобретенный опыт коллективных выступлений дает детям в будущем участвовать в сфере досуга, в самодеятельных ансамблях, а также для продолжения обучения в специальных учебных заведениях.

Методика работы с детьми в ДШИ № 1 основывается на принципах дидактики:

·        соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития

·        связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой

·        комплексность решения задач обучения ,развития и воспитания

·        сочетание требований и уважения личности

·        учет реальных возможностей, возрастных особенностей детей

Образовательный процесс в ДШИ № 1 проектируется с учетом результатов науки и практики, на основе собственных идей, опыта и результатов.

Направления образовательной деятельности ДШИ № 1 ориентированы на личность обучающегося в:

- его интересах и потребностях

- создании условий для личностного роста ребенка, его адаптации в жизни и обществе

- развитии мотивации к познанию и творчеству

- практико-ориентированной форме  созидательной деятельности

- побуждении к самостоятельным решениям возникающих у ребенка проблем, к постоянному самообразованию

- обеспечении полноценного взаимодействия системы «родитель-ребенок-педагог»

- создании развивающей среды, многомерного художественно-образовательного пространства для детей через

·        модернизацию содержания образовательного процесса

·        обновления содержания и форм воспитательной работы

·        организацию конкурсно-концертной деятельности

·        обеспечение непрерывности учебно-воспитательного процесса

·        реализация комплексного подхода к художественному образованию через обновление содержания образования на всех ступенях

В направлениях образовательной деятельности ДШИ № 1 обязательны также учебно-методическая работа, повышение квалификации педагогических кадров, управление качеством образования, развитие материально-технической базы.

Педагогический коллектив ДШИ № 1 полагает содержание образование определяющим фактором развития обучающихся. Содержание образования определяет сущность образовательных программ, способы организации деятельности (педагогические технологии).

3.Цели и задачи образовательной деятельности

Цели и задачи образовательной деятельности  ДШИ № 1 тесным образом связаны с основополагающими базовыми ценностями школ дополнительного образования детей, их миссией. Миссия ДШИ № 1- духовно-нравственное развитие подрастающего поколения средствами художественно-эстетического творчества, сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества, выявление одарённых детей, обеспечение необходимых условий для  их профессионального самоопределения.

Осуществление данной миссии предполагает:

- позиционирование  школы как ведущего центра дополнительного художественного образования в культурно-образовательном пространстве города;

- создание условий для всесторонней реализации образовательных потребностей обучающихся и их родителей через расширение спектра образовательных услуг и создание условия для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося;

-  использование образовательных, педагогических, научно-методических и материальных ресурсов для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в различных видах художественно-эстетической деятельности;

- расширение социального партнерства с учреждения образования и культуры, концертными организациями города Димитровграда  для создания единого культурно-образовательного пространства.

 

                                                           Задачи

Развивающие

-развитие музыкальных и художественных способностей и навыков;

-развитие творческих способностей;

-развитие памяти,  воображения, усидчивости, терпения, мышления.

Обучающие

-приобретение основных исполнительских навыков

-приобретение навыков коллективного творчества

-приобретение необходимых навыков  для саморазвития

Воспитывающие

-воспитание культуры личности;

-эстетическое и нравственное воспитание учащихся;

-воспитание трудолюбия

 

            

Цели и задачи образовательной деятельности  ДШИ № 1:

 

Цели

Задачи

1.

Создание условий для личностно-творческой самореализации  обучающихся в различных направлениях художественного образования.

 

-открытие новых направлений художественного образования

-увеличение количества предметов по выбору

-обеспечение доступности полного спектра качественных образовательных услуг для каждого обучающегося

-организация и поддержка гастрольно-концертной деятельности учащихся

2.

Создание условий для удовлетворения духовных потребностей жителей города (родителей, учащихся близлежащих образовательных учреждений).

 

-организация и проведение концертов для различных групп населения;

-возможность участия жителей города в концертах школы

-приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность

-координация концертной деятельности творческих коллективов микрорайона через осуществление совместных творческих проектов.

3

Приобщение учащихся школы  к мировой и национальной культуре.

 

-развитие общей и художественной культуры

-воспитание ценностного, бережного отношения обучающихся к культурным традициям через приобщение к лучшим образцам национального и мирового музыкально-художественного наследия.

-налаживание сотрудничества с ведущими творческими коллективами, известными музыкантами региона и страны;

-активное участие творческих коллективов МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» в городских, региональных, всероссийских и международных национальных культурных проектах, конкурсах и фестивалях.

4.

Содействие и поддержка творчества и профессионального развития музыкально-одаренных детей и подростков.

 

-повышение качества образовательных услуг

-создание условия для повышения профессиональной компетенции педагогов через организацию, проведение и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях в различных областях музыкального исполнительства, проведение мастер-классов и семинаров на базе ДШИ № 1

-выявление особо одарённых детей и обучение их по профессионально-ориентированной программе

-участие в программе «Одарённые дети»;

-укрепление материально-технической и информационной базы ДШИ

-осуществление PR - деятельности через установление контактов со средствами массовой коммуникации

 

 

4. Приоритетные педагогические технологии

 

На современном этапе реформирования российского общества особенно остро встали проблемы, вызванные несоответствием  результатов деятельности  системы образования России с предъявляемыми к ней требованиями.  Гуманизация  педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы являются насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, настоятельно диктуют изменение традиционных подходов к обучению. Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обучения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей учащихся в зависимости от их личных склонностей и интересов.

Основополагающими принципами современных  технологий, обеспечивающих реализацию организационно-педагогических условий совершенствования системы дополнительного образования и  ориентированных на потребности современного общества в гармонически развитых, активных, самостоятельных, творческих людях  является   развитие:

1. творческих способностей учащихся;

2. самостоятельности и креативности  мышления;

3. развитие обще-эстетической и музыкальной культуры;

4. исследовательских умений; 

5. коммуникативной культуры;

6. потребности в непрерывном  самообразовании.

В дополнительном образовании педагогические технологии - это выбор наиболее рациональных, эффективных способов и приёмов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы. Использование разнообразных педагогических технологий позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальным методическим опытом каждого педагога, поскольку нет жесткой регламентации действий, существует свобода выбора средств, методов организации образовательного процесса.

Личностно-ориентированная образовательная парадигма - основополагающая в ДШИ. Личностно-ориентированное обучение - есть обучение, развивающее личность в её целостности, а не только в отдельных компонентах, обеспечивающее готовность школьника к дальнейшему развитию. Наряду с идеями гуманистической педагогики об уникальности и неповторимости личности, оно предполагает обращение к ребёнку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к самоопределению, самореализации, организацию  взаимодействия учителя и учеников. Личностно-ориентированный подход представляет развитие ученика как двусторонний процесс саморазвёртывания  внутренних природных свойств человека и становления его личностных смыслов. Одним из ведущих теоретических принципов указанного подхода является принцип психологической комфортности учащихся, снятие стрессообразующих факторов учения, создание такой атмосферы, которая стимулирует развитие духовного потенциала и творческой активности детей. В соответствии с существующими представлениями под личностно-ориентированным подходом нами понимается создание необходимых условий для выявления и учёта в обучении тех структур личности ребёнка, к развитию которых имеются наилучшие предпосылки. В системе личностно-ориентированного обучения, оценка - это не только средство учёта количества и качества усвоения знаний, умений, навыков, но и показатель изменений в личностном развитии ребёнка. Посредством оценки успеваемости, интереса, увлечённости, активности можно делать выводы о предпочтениях личности, её направленности, а также об изменениях интересов, что часто можно наблюдать у детей, особенно в младшем школьном возрасте. Вместе с тем оценка выступает как мощный стимул развития указанных качеств,  участвует в формировании личности.

 Методическую основу  личностно-ориентированной технологии обучения составляют дифференциация и индивидуализация  обучения.

Дифференциация – это учёт индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети для их обучения  группируются на основании каких-либо особенностей. В ДШИ для успешного освоения учебной программы наиболее приемлема внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала. Учебные группы формируются  по темпу обучения ( низкий, средний, высокий), в процессе которого обеспечивается возможность  перехода детей от одной группы в другую внутри одного направления. Например, группы по предмету сольфеджио формируются  с учётом возрастных и индивидуальных способностей обучающихся, а также с учётом специфики  предмета.

Главными средствами и способами реализации технологии дифференциации являются:

·        системный подход к организации образовательного процесса

·        сочетание различных видов деятельности детей в образовательном процессе

·        самостоятельная работа учащихся  в процессе обучения.

Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких вариантов  программ по конкретному курсу, предмету, отличающихся глубиной и объёмом материала: обучающимся различных уровней предлагается освоить соответствующую  их возможностям программу по сольфеджио, музыкальному инструменту.

Дифференциацию обучения дополняет его индивидуализация – такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловлены  индивидуальными способностями детей. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека. Задача преподавателя ДШИ № 1- максимально раскрыть возможности каждого ребёнка. На прослушиваниях, собеседованиях с поступающими на обучение проводится входящая диагностика динамических характеристик личности, выявление способностей. В результате происходит комплектование учебных групп сравнительно однородного состава.

В ДШИ № 1 применяются  групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь обучающихся. В частности, используется одна из разновидностей групповых технологий - работа в разновозрастных группах. Младшие получают сведения от старших, усваивают практические умения и навыки, старшие заботятся о младших, участвуют в формировании  у них нужных качеств, конкретных умений и навыков.

Технология творческой деятельности является одной из составляющих личностно-ориентированного подхода к обучению и опирается на принципы:

- социально-полезная направленность деятельности;

-сотрудничество детей и взрослых.

Цель  технологии творческой деятельности :

·        выявить и развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной  творческой деятельности в сфере культуры и искусства;

·        способствовать воспитанию общественно-активной творческой  личности, организации социального партнерства.

 

Используемые технологии

Учебные предметы

Технология индивидуализации обучения

музыкальный инструмент, сценическая практика, предмет по выбору

Работа в разновозрастных группах

ансамбль, коллективное музицирование, народная хореография, танец, слушание музыки и музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве, ритмика, гимнастика

Технология  внутригрупповой дифференциации

музыкальная литература, сольфеджио, танец ,слушание музыки и музыкальная грамота

Технология творческой деятельности

аккомпанемент, ансамбль, сольфеджио, сценическая практика, народная хореография

 

5. Система диагностики, контроля и оценивания теоретических знаний, практических специальных умений, общих учебных  умений и  навыков обучающихся

Мониторинг- это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием, прогнозированием развития педагогических систем. Одной их задач  построения системы педагогического мониторинга является  выделение видения тех показателей, которые могли охарактеризовать  образовательный процесс и образовательные учреждения.

Результат-состояние системы в определённый момент её развития  в соответствии с поставленными целями.

Цель деятельности- представление человека о том, что он должен достигнуть в этой деятельности, т.е. модель будущего результата.

Образовательный результат- итог (промежуточный или конечный) совместного  взаимодействия педагога и ребёнка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.

Результативность-  степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

В ДШИ  образовательная деятельность ребёнка оценивается по учебным (предметным) параметрам. О результатах образования судят по итогам их участия в конкурсах, концертах, смотрах, олимпиадах и т.д.

Мониторинг результатов обучения

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

1.1теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

-минимальный уровень – ребёнок овладел менее чем половину предусмотренных умений и навыков

-средний уровень- объём усвоенных умений и навыков составляет более половины

-максимальный уровень- овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

1.2 владение специальной терминологией

осмысленность и правильность использования специальной терминологии

-минимальный уровень- ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины

-средний уровень-  сочетает специальную терминологию  с бытовой

-максимальный уровень- специальные термины употребляет  осознано и  в полном соответствии с их содержанием

 

2.1прктические умения и навыки, предусмотренные  программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

 

соответствие практических умений и навыков программным требованиям

-минимальный уровень- ребёнок овладел менее чем половину предусмотренных умений и навыков

-средний уровень- объём усвоенных умений и навыков составляет более половины

-максимальный уровень- овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

контрольное задание

2.2 творческие навыки

креативность и выполнение практических заданий

-начальный (элементарны) уровень развития креативности- ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания  педагога

-репродуктивный уровень- в основном, выполняет задания на основе образца

-творческий уровень- выполняет практические задания с элементами творчества

контрольное задание

3.1 учебно-интеллектуальные умения

3.1.1. умение подбирать и анализировать  специальную литературу

 

3.1.2 умение пользоваться компьютерными  источниками информации

 

3.1.3 умение осуществлять  учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, , проводить самостоятельные  учебные исследования)

самостоятельность

 

 

 

 

-минимальный уровень умений- ребёнок испытывает  серьёзные затруднения  при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

-средний уровень- работает с литературой с помощью педагога или родителей

-максимальный уровень- работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей

 

задание

3.2 учебно-коммуникативные  умения

3.2.1 умение слушать и слышать педагога

3.2.2 умение выступать перед аудиторией

 

 

3.2.3 умение вести полемику, участвовать в дискуссии

адекватность восприятия информации, идущей от педагога свободное изложение обучающимися подготовленной информации

 

самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

уровни - по аналогии с п.3.1.1

 

 

 

 

 

 

 

наблюдение

3.3 учебно-организационные навыки и умения

3.3.1 умение организовать своё рабочее (учебное ) место

 

 

 

 

3.3.2 навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

 

 

 

 

3.3.3 умение аккуратно выполнять работу

способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

 

 

 

 

соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

 

 

 

аккуратность и ответственность в работе

-минимальный уровень- ребёнок овладел менее чем  половину объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой

-средний уровень-объём усвоенных навыков составляет более половины

-максимальный уровень- освоил практически весь отъём навыков, предусмотренных программой за конкретный период

 

удовлетворительно- хорошо- отлично

 

 

наблюдение

Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им  образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

1.1 терпение

способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности

-терпения хватает менее чем на половину занятия

-более чем на половину занятия

-на всё занятие

наблюдение

1.2.воля

способность активно побуждать себя к практическим действиям

-волевые усилия ребёнка  побуждаются извне

-иногда -самим ребёнком

-всегда -самим ребёнком

наблюдение

1.3 самоконтроль

 

умение контролировать свои поступки(приводить к должному свои действия)

-ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне

-периодически контролирует себя сам

-постоянно контролирует себя сам

наблюдение

2.1. самооценка

 

 

 

2.2. интерес к занятиям в ДШИ

способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

 

 

осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

 

-завышена

-заниженная

-нормальная

 

-продиктован ребёнку извне

-периодически поддерживается самим ребёнком

-постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно

анкетирование

 

 

 

 

 

 

тестирование

3.1.отношение ребёнка к столкновению  интересов в процессе взаимодействия

(конфликтность)

 

 

 

3.2. тип сотрудничества (отношение ребёнка  к общим делам ДШИ)

способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

 

 

 

 

 

умение воспринимать общие дела как свои собственные

-периодически провоцирует конфликты

-сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

-пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

-избегает участи в общих делах

-участвует при побуждении извне

-инициативен в общих делах

тестирование, метод незаконченного предложения

 

 

 

 

 

наблюдение

 


 

6.Управление реализацией образовательной программы

6.1.Структурная схема управления  школой

Общее собрание трудового коллектива

 

Директор

 

Родительский комитет

 

 

 

 

 

 

Педагогический совет

 

Аттестационная комиссия

 

 

 

 

 

 

 

Методический совет

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующие инструментальными отделениями

 

Зав. отделением фольклорного пения

 

Зав.

отделением хореографии

 

Зав.

отделением хорового пения

 

 

6.2 Кадровое обеспечение образовательной программы

 

 ДШИ № 1 для реализации образовательной программы имеет полное кадровое обеспечение.

 

6.3 Методическое обеспечение программы

 

Классы оборудованы с учетом специфики предмета: есть необходимые инструменты и специальная мебель (подставки, стулья) для обучающихся на инструментальных отделениях; аудио-, видео-, телевизионная аппаратура для предмета музыкальная литература, в хореографических классах есть зеркала, станок. В классах имеются  наглядные пособия - таблицы терминов, темпов, теоретических понятий ; портреты, фотографии  композиторов. В ДШИ № 1 обширная аудио-, видеотека, имеются и постоянно обновляются комплекты CD.

 


7.Анализ перспектив реализации данной образовательной программы

 

ДШИ располагает всем возможным для положительной перспективы реализации образовательной программы.